Динозавры показывают, почему мы не живем более 200 лет

Существует значительная разница в том, как быстро стареют разные виды животных. Млекопитающие, включая человека, стареют гораздо быстрее, чем многие виды рептилий и земноводных.

Одно из возможных объяснений такого несоответствия может быть связано с господством динозавров на Земле миллионы лет назад – в критический период в истории млекопитающих.

Микробиолог Жоау Педру ди Магальяйнш из Университета Бирмингема выдвинул гипотезу “бутылочного горлышка долголетия” в своей недавно опубликованной статье.

Он предполагает, что когда динозавры господствовали на Земле, более мелким млекопитающим необходимо было быстро размножаться для выживания, поэтому гены, которые обеспечивали более долгую продолжительность жизни, могли быть утеряны в процессе эволюции.

Магальяйнш говорит: “Некоторые из самых первых млекопитающих вынуждены были жить на дне пищевой цепи и провели, вероятно, сто миллионов лет эпохи динозавров, эволюционируя и выживая за счет способности быстро размножаться”.

“Я полагаю, этот длительный период давления эволюции оказал влияние на то, как люди стареют”, – добавил он.

В ходе исследования было установлено, что очень далекие предки современных млекопитающих, по-видимому, утратили некоторые ферменты еще во времена динозавров – ферменты, восстанавливающие повреждения, нанесенные ультрафиолетовым излучением.

Интересно, что у сумчатых животных и однопроходцев отсутствует по крайней мере один из трёх ферментов, восстанавливающих повреждения от ультрафиолетового излучения, известных как “фотолиазы”. Трудно сказать, связана ли эта особенность с относительно короткой продолжительностью их жизни.

Одним из предположений является то, что потеря этих ферментов произошла из-за перехода млекопитающих к ночному образу жизни в целях большей безопасности. Через миллионы лет мы восполнили эту потерю, используя солнцезащитные кремы. Это пример того, как механизм восстановления и регенерации, который у нас мог бы быть, был утрачен.

Существуют и другие примеры. Рассмотрим, например, зубы: у некоторых видов рептилий, включая аллигаторов, зубы могут расти в течение всей жизни. У людей, очевидно, такого не происходит – опять же, возможно, как результат генетического отбора на протяжении сотен тысяч лет.

“В мире животных мы видим примеры великолепного восстановления и регенерации”, – говорит де Магальянш. “Эта генетическая информация не была бы нужна ранним млекопитающим, которым повезло не стать добычей тираннозавра”.

Конечно, многие виды млекопитающих, включая китов и людей, отмечают дни рождения, доходящие до трехзначных чисел. Было бы интересно узнать, делают ли они это из-за ограничений, наложенных их коротко живущими предками или каким-то образом они эволюционировали и теперь не подвержены этим ограничениям. Это может стать темой для будущих исследований. Более глубокое понимание факторов старения всегда полезно для борьбы с возрастными болезнями, включая слабоумие и инсульты. Генетика, стоящая за “узким местом долголетия”, может научить нас многим вещам. Хотя на текущий момент это всего лишь гипотеза, есть множество интересных аспектов, связанных с ней, включая предположение о том, что рак чаще встречается у млекопитающих, нежели у других видов, из-за быстрого старения.

Источник: в журнале BioEssays .

динозавры